Марков Пауков (meta_mouse) wrote,
Марков Пауков
meta_mouse

  • Mood:
  • Music:

Размышления на остановке — и путешествие на Байкальском трамвае

В День Байкала (который обычно отмечается во второе воскресенье сентября, но в этом году из-за выборов был перенесён на третье) Министерство природных ресурсов Приангарья и администрация города (при участии проекта «Чистые берега Байкала») сделали иркутянам подарок: по городу ходили автобусы, троллейбусы и трамваи, которые радовали пассажиров не только бесплатным проездом, но и «экскурсией» (говорят, даже в формате видео!) по байкальским достопримечательностям.

И вот 21 сентября наша маленькая команда в составе меня и мышей отправилась в, ткскть, блог-тур с целью проверить, что это за Байкальский транспорт и с чем его едят, — и рассказать об этом просвещённому миру :)



[Про ожидания]Было особенно интересно узнать, как реализуют видеоэкскурсию. Я помню, раньше, лет 5 назад точно, в некоторых маршрутках были экраны, на которых «Маршрут-ТВ» крутило рекламу и недлинные видеоролики, но в обычных автобусах и трамваях таких экранов я не встречала (да и в маршрутках-то, однако, их уже давно нет).


[Почему трамвай]Из трёх вариантов «байкальского» транспорта мы выбрали трамвай: в нём не укачивает, как в автобусе, к тому же, трамвайная остановка ближе всего к нашему дому. А ещё — я давно хотела прокатиться по всему маршруту «единицы» — без каких-то особых целей, просто в качестве неспешного путешествия «по волнам моей памяти». А тут такой повод!

Кстати, о неспешности. Да, я привыкла считать трамвай самым тихоходным городским транспортом. Если нужно успеть куда-то в срок — садись на автобус или маршрутку (конечно, если не час пик), а вот трамваем пользоваться стоит только тогда, когда ты никуда-никуда не спешишь: покаааа он будет трястись и звенеть, останавливаясь на каждой остановке, ты успеешь и в окно насмотреться, и кучу мыслей передумать — обычно я от своей остановки (Пл. Декабристов) до Центрального рынка пешком дохожу быстрее, чем если бы села на трамвай!

Так вот. Ожидая «байкальскую единичку», я несколько изменила своё мнение о трамваях. Оказывается, когда смотришь на едущий трамвай спереди — вот он подходит к твоей остановке — блин, он совсем не выглядит тихоходным! Эта железная коробка по-настоящему несётся, тяжело раскачиваясь из стороны в сторону! Бррр!.. Аж страшновато становится.





...На сей раз долго ждать не пришлось. «Байкальским» оказался первый же подошедший к остановке трамвай — «пятёрка». Ладно, подумали мы, сойдёт и он. Вагон был полупустым — и, вопреки нашим ожиданиям, никаких экранов. Хм, ну что ж. Поехали посмотрим, что будет дальше. А дальше получилось так: на следующей остановке я решила на секундочку выйти, чтобы сфотографировать вот этот баннер на стекле — и сразу обратно заскочить.



А водитель-то не знал, что я только на секундочку вышла (откуда бы ему знать), — он закрыл двери и уехал! А я осталась на остановке. Упс. Ну что ж. Значит, дождусь-таки свою единицу. Погода хорошая, солнышко пригревает, на остановке лавочка — отчего бы не подождать немного...


[О чём я пожалела...]Я пожалела, что не стала считать трамваи, которые мимо меня пройдут. А было б интересно назвать точное количество: они шли практически один за другим, чуть ли не сплошным потоком. Мне кажется, за полтора часа ожидания их штук 30 проехало. Если не 40. Закон подлости, наверное (а может, воскресенье): когда дозарезу нужно уехать, их нет, а когда никуда не спешишь и ждёшь свой единственный, с нерпой на дверях — они вот, пожалуйста.


Ждать пришлось почти полтора часа. За это время мы (я и мыши, конечно) успели передумать и обсудить кучу мыслей, проголодаться и пожалеть, что поленились сделать в дорогу бутербродов, а взяли только эти противные сладкие сникерсы, но в целом времени даром не теряли: хорошо, что с собой всегда есть блокнот и ручка — все передуманные мысли и тезисы для этого поста были зафиксированы :)



Так что, похоже, основная часть моего повествования будет посвящена не собственно поездке, а транспортным и (прочим) урбанистическим размышлениям (возможно, довольно дилетантским, но уж как есть).


[Про остановки...]Остановка, которая нас приютила на эти полтора часа, оказалась оснащена не только павильоном с лавочкой (правда, почему-то странно короткой), но и, что особенно полезно людям вроде меня (способным иногда заблудиться и в трёх соснах, не то что в городе), дубльгисовской картой вот этого, так скажем, куска города, а также схемой маршрутов транспорта, останавливающихся здесь.



Это очень удобно! Я не знаю, сколько таких карт по городу*, но хочется верить, что однажды они будут на каждой остановке. Тогда людям (особенно вроде меня!) будет гораздо проще ориентироваться. КМК, это в сто раз полезнее, чем если бы на стенах павильона была доска объявлений или (и без того вездесущая!) реклама.

*Апдейт. Причастные к изготовлению этих карт люди сообщили, что эта остановка единственная. Два года назад хотели сделать много, по всему городу, но проект почему-то свернули. Вот жаль, искренне жаль!


[Про рекламу на транспорте...]И кстати о рекламе. Ею оклеены практически все трамваи. Больше всего рекламы мехов, кожи и прочих дублёнок, а ещё — такси, насосов, строительных смесей, мебельных и торговых центров, часов, интернета и кабельного... В общем, чего угодно. И конечно, буйство цветов, стилей, неистовая игра шрифтами — торжество и смерть дизайна. Просто аккуратно покрашенный в ровный цвет трамвай — редкость. Не облеплены рекламой только новые трамваи (те, что современные, с электронным табло, откидными форточками и т. д.) — они чисто-бежевые. А все остальные — чаще всего ужас и страх. Иной раз номер маршрута не сразу найдёшь на борту, зато узнаешь, что лучше и стильнее наручных часов NONAME в этом подлунном мире не существует.

С троллейбусами и автобусами похожая история. Я ещё в универе училась — помню, на Худ.музее останавливался автобус (или троллейбус? Ну да неважно), оклеенный радостной рекламой средства от диареи и вздутия живота. Улыбающиеся лица «пользователей» и, собственно, само средство на фоне коробки. И изображения на бортах были так размещены, что край коробки совпадал с дверью. И ты такой заходишь в автобус — а как будто в коробку с лекарством. Хэйй, почувствуй себя пилюлей от поноса, оеее!



[Про визуальный мусор...]Да, это у меня, конечно, фантазия разыгралась, но в самом деле: вы посмотрите, сколько вокруг нас визуального мусора! По центральным улицам города все первые этажи зданий — это витрины, вывески, рекламные щиты, один ярче другого. Все заборы в афишах и баннерах. Через дорогу — рекламные растяжки. Вдоль тротуаров рекламные тумбы. «Глухие» торцовые стены зданий прикрывают огромными баннерами: справа на нас отечески смотрит трёхметровое лицо очередного кандидата куда-то, а слева — угрожающе нависает брендовый продукт. На фонарных столбах — и то маленькие рекламные площади! Остановочные павильоны — тоже фактически сплошь из рекламных щитов состоят. Выходишь на улицу — и тебе не спастись :( Со всех сторон в глаза что-то бросается, кричит о своей крутости, умоляет купить.

И к чему я, собственно, веду? Как было б здорово, если б хотя бы трамваи и прочий городской транспорт были просто покрашены в чистые светлые яркие цвета! Отдых и радость для глаз, особенно зимой.



...
Такие вот мысли. Тем временем, спустя час и пятнадцать минут ожидания, через 25 минут после того, как мимо прошла та самая «пятёрка», на которой я проехала одну остановку (так я узнала, что маршрут она проходит за ~50 минут) меня уже начали одолевать сомнения в существовании «байкальского» трамвая №1.

К тому моменту я уже видела себя со стороны — вроде как в кино показываются сцены долгого ожидания: вот герой сидит нога на ногу, считает ворон и насвистывает что-то, вот кадр сменяется — он он рассматривает свои ногти, вот он забрался на скамейку с ногами, а вот уже и прилёг на неё... И всё это музыкой сопровождается, а в углу экрана тикают часики, отмеряя десятиминутки...

Я уже даже начала думать, что если мой трамвай так и не придёт, то и не беда, мне всё равно будет о чём написать, — ну или перейду на другую сторону улицы и подожду байкальскую же «шестёрку» — но вот наконец-то он приехал! Ура!

Полупустой — так что мы уселись у окна и поехали. В этом вагоне экранов тоже не было, но почти сразу (через остановку) «трамвайное радио» приятным голосом поздравило пассажиров с Днём Байкала и начался рассказ про байкальского эндемика голомянку — эта живородящая рыбка на 35 % состоит из жира, так что она является прекрасным кормом для нерп и даже омулей, а в годы войны этим её жиром восстанавливали силы раненых.

Далее (с существенными перерывами) последовали рассказы об Ушканьих островах и тамошних муравейниках, про ходульные деревья и про мыс Рытый.

К сожалению, главной особенностью наших трамваев является гремучесть*, поэтому почти половину рассказов за грохотом колёс и сочленений услышать не удалось, а жаль, потому что, судя по отрывкам, они были увлекательны.


[Нелирическое отступление про гремучесть.]* небольшое (и нелирическое) отступление об этой особенности трамваев (наверное, в почти любом городе России). Многие активисты, ратующие за комфортность проживания в городе, настойчиво предлагают избавиться от них (от трамваев, конечно, не от активистов): мол, мало того, что трамваи якобы неэффективно занимают своими рельсами проезжую часть, они ещё и люто грохочут — в домах, расположенных в непосредственной близости от трамвайных путей, трясутся стены и дребезжат стёкла, а старые ветшающие мосты и вовсе разрушаются от постоянных вибраций. И в некоторых городах этим доводам внемлют и упраздняют этот вид транспорта — вот как в Воронеже, например. Но эксперты по урбанистике (в комменты приглашается xeningem!) утверждают: современные трамваи, едущие по современным рельсам (например, за рубежом) не грохочут. А у нас всё так потому, что в нашей стране на трамвай, что называется, положили болт: и подвижной состав уже настойчиво просится в утиль, и, что более важно, рельсы в чудовищном состоянии — если посмотреть вдоль рельса, заметно, какой он извилистый, а так ведь быть не должно...
Всё, конец нелирического отступления, продолжаю про собственно экскурсию :))



По возвращении домой я нагуглила все озвученные в экскурсии темы и вот делюсь ссылками:

[(спрячу и их в таинственное подкатье)]Про голомянку: shkolazhizni.ru

Про Ушканьи острова, архипелаг (не больше не меньше!), название которого происходит от слова «ушкан», то есть заяц, где растут берёзы с чёрной корой и сотнями «гнездится» нерпаnature.baikal.ru

Про муравейники на Ушканах, которых на 9 кв. км. острова насчитывается до 6–7 тысяч и которые бывают высотой в человеческий рост и диаметром до 3 метров — zooex.baikal.ru

Про ходульные деревья, поднимающиеся на своих корнях над землёй на высоту зачастую больше метра, — всё потому, что непрестанные ветра выдувают из-под них песчаную почву — irkipedia.ru

Про мыс Рытый, одно из самых священных и таинственных (потому что малоисследованных) мест на Байкале, где происходит немало аномальных явлений, где на людей ощутимо воздействуют какие-то неустановленные энергии (и поэтому там не «приживаются» никакие поселения), а воздух бывает настолько чистым, что образуется т. наз. байкальская оптическая линза, здорово приближающая предметы и причудливо искажающая их очертания (например, с противоположного берега озера, удалённого на 55 км, отчётливо виден огонь, а линия горизонта видна аж за 150 км. — впрочем, образование подобных линз, как я понимаю, характерно не только для этого места и не только на Байкале) — irkipedia.ru



Тем временем в трамвай садилось всё больше народу, и по вагону начала ходить милая девушка-волонтёр — она улыбчиво приветствовала входящих пассажиров, поздравляла их с Днём Байкала и вручала в подарок синюю ленточку и значок с симпатичной нерпячьей мордочкой. И по трамвайному радио вместо обычного «Уважаемые пассажиры, не забывайте оплачивать проезд» звучало «Проезд бесплатный!»



А что люди? Люди, конечно, радостно удивлялись (не все были в курсе такой вот акции), улыбались в ответ, начинали друг с другом это обсуждать и сообщать всем входящим. Один разговорчивый дедок сперва расспрашивал волонтёрку (так же говорят? Или нет?), откуда она родом, а потом пустился в собственные воспоминания о том, где бывал в Прибайкалье.

В общем, атмосфера была дружелюбной, под стать солнечной погоде за окном, и я смотрела на проплывающий за окнами родной город свежим взглядом, как будто я турист и впервые вижу вот эти украшенные резьбой и лепниной здания в центре, золотеющие аллеи и признания в любви вдоль набережной, синюю-пресинюю Ангару, «мятного» цвета аккуратные, как будто игрушечные домики вокзала, заросшие травищей и буйным клевером рельсовые колеи в Студгородке... Увы, не получилось бы всё это адекватно запечатлеть на фото из окна движущегося трамвая (к тому же на телефон), но поверьте мне, все эти картины были поистине прекрасны :))



И в таком умиротворённом настроении я сошла с трамвая задолго до своей остановки, чтобы прогуляться до дома пешком, по осенним дворам — да уж, День Байкала получился хорошим! Конечно, его правильнее всего было бы провести на Байкале, но «вернуться» в свой родной город тоже очень приятно...


Чего и вам желаю иногда ;)

P.S. А вот официальный репортаж об этой акции на сайте, собственно, проекта: «Проект «Чистые берега Байкала» в День Байкала организовал бесплатные экоэкскурсии в общественном транспорте».
Tags: ГОРОД, ПРОИСХОДЯЩЕЕ, Синоптики, мои мыши, фото, хорошо!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments